Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
· интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
· креативности;
· настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин "одаренность” на "потенциал”.. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды. На протяжении двух лет мои учащиеся, сдают ГИА со 100% качеством знаний, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и соседней областей.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие творческих способностей на уроках;
· развитие способностей во внеурочной деятельности.
· создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, я стараюсь научить думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я привлекаю их к выполнению презентаций с использованием Интернета по изучаемым темам. Они не только творчески подходят к выполнению работ, но стараются грамотно их продемонстрировать. Самые лучшие презентации мы в этом году отправим на Всероссийский конкурс исследовательских работ «Портфолио». При объяснении новых тем я постоянно использую диски с «Электронными уроками», где есть и клипы, и плакаты, поясняющие некоторые явления. Но вот в темах «Инерция» в 7 классе и «Электризация» в 8 классе таких клипов нет. Приходится обходиться только объяснениями, поэтому я обратилась к учащимся 10-х классов с просьбой: с помощью анимации представить эти явления. В течение трех дней Матвейчук А. И Часовских А. из 10 «Г» класса выполнили это задание.
Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представят на школьной конференции проектно-исследовательских работ.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по физике. Ежегодно в нашей школе проводятся недели естественнонаучного цикла. В рамках этой недели я совместно с моими коллегами провожу второй год конкурс «Умники и умницы», в котором состязаются самые талантливые и любознательные дети на параллелях. В рамках предметной недели мои дети регулярно готовят занимательные опыты для младших школьников. Старшеклассники не только сами подбирают, демонстрируют и объясняют опыты, но еще и задают вопросы малышам. Все мероприятия проходят очень интересно, каждый ребенок может раскрыть свои способности и интеллект.
Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
Список использованной литературы:
1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.
2. Иванов Б. Н. Современная физика в школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2002
3. Необычные учебные материалы по физике: задачи, тесты, практические работы, книжка для чтения и раздумий / Сост. Э. М. Браверман. М.: Школа-Пресс. 2000. 80с. (Библиотека журнала «Физика в школе». Вып. 16)
4. Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961
5. Интернет-материалы.
6. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008.