Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 10:13

Сайт учителя физики Семёновой Светланы Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Система работы с одаренными детьми в преподавании физики.

Система работы с одаренными детьми  в преподавании физики.

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А. Н. Колмогоров

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

·   интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

·   креативности;

·   настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин "одаренность” на "потенциал”.. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не     востребованным.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды. На протяжении двух лет мои учащиеся, сдают ГИА со 100% качеством знаний, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и соседней областей.

 Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

·        выявление одаренных детей; 

·        развитие творческих способностей на уроках;

·        развитие способностей во внеурочной деятельности.

·        создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, я стараюсь научить думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я привлекаю их к выполнению презентаций  с использованием Интернета по изучаемым темам.  Они  не только творчески подходят к выполнению работ, но стараются грамотно их продемонстрировать. Самые лучшие презентации  мы в этом году отправим на Всероссийский конкурс исследовательских работ «Портфолио». При объяснении новых тем я постоянно использую диски с «Электронными  уроками», где есть и клипы, и плакаты, поясняющие некоторые явления. Но вот в темах «Инерция» в 7 классе и «Электризация» в 8 классе таких клипов нет. Приходится обходиться только объяснениями, поэтому я обратилась к учащимся 10-х классов с  просьбой: с помощью анимации представить эти явления.  В течение трех дней Матвейчук А. И Часовских А. из 10 «Г» класса  выполнили это задание.

 Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представят на школьной конференции проектно-исследовательских работ.

 Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по физике. Ежегодно в нашей школе проводятся недели естественнонаучного цикла. В рамках этой недели я совместно с моими коллегами провожу второй год конкурс «Умники и умницы», в котором состязаются самые талантливые и любознательные дети на параллелях. В рамках предметной недели мои дети регулярно готовят занимательные опыты  для младших школьников. Старшеклассники не только сами подбирают, демонстрируют и  объясняют опыты, но еще и задают вопросы малышам. Все мероприятия проходят очень интересно, каждый ребенок может раскрыть свои способности и интеллект.

 Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

Список использованной литературы:

1.     Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.

2.     Иванов Б. Н. Современная физика в школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2002

3.     Необычные учебные материалы по физике: задачи, тесты, практические работы, книжка для чтения и раздумий / Сост. Э. М. Браверман. М.: Школа-Пресс. 2000. 80с. (Библиотека журнала «Физика в школе». Вып. 16)

4.     Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961

5.     Интернет-материалы.

6.     Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008.

Категория: Мои статьи | Добавил: павлова (24.07.2013)
Просмотров: 1901 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz