Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 07:53

Сайт учителя физики Семёновой Светланы Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Использование «кейс»- технологии в процессе преподавания физики»

«Использование «кейс»- технологии  в процессе преподавания физики»

Использование инновационных технологий в школьном образовании обсуждается широко на методических советах различного уровня, на страницах всех методических журналов и газет, на педагогических чтениях. При этом каждому учителю, безусловно, понятно, что это требование сегодняшнего дня. Поэтому я хочу рассказать о своём опыте внедрения одной из новых образовательных технологий в процесс преподавания физики. Технология, которая способствуют межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируют учебную деятельность учащихся: обучение в сотрудничестве, технология case-stadies.

Основная цель уроков физики в школе связана с формированием социально грамотной и мобильной личности, умеющей ориентироваться в современном мире. Физика должна стать для ученика не только средством получения информации, но и средством осуществления коммуникации. Поэтому в своей работе для подготовки выпускников, владеющих современными технологиями, и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру, ставлю перед собой следующие задачи:

          -помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;

         -способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

         -создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;

         -способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде. Поэтому в качестве одной из наиболее приемлемой технологий обучения я считаю «кейс» - технологию обучения на примере конкретной ситуации.
     Суть кейс-технологий - анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Этапы организации работы с кейсами:

·         Представление конкретных жизненных ситуаций;

·         Осмысление ситуаций, не имеющих однозначного решения;

·         Актуализация комплекса знаний для решения проблемы;

·         Выработка моделей действий для разрешения ситуаций.

Работа ученика с кейсом

·         1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

·         2 этап — выделение основной проблемы (проблем);

·         3 этап — анализ принятия того или иного решения;

·                       4 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Действия учителя

·         создание кейса или использование уже имеющегося;

·         распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

·                       знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения     заданий;

·         организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

·         работа с кейсом;

·         организация презентации решений в малых группах;

·         организация общей дискуссии;

·         обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

       оценивание учащихся преподавателем.
        Кейс-задания могут использоваться учителем на любом тапе урока. Особенно удачно это применяется при закреплении  знаний, полученных на предыдущих занятиях.
Но эта технология позволяет также  организовать самостоятельную поисковую деятельность школьников и при изучении нового материала.  Так, например, при проведении урока в 8 классе по теме «Испарение и конденсация. Насыщенный пар» в рамках заключительного этапа областного конкурса «Школа года – 2013»,  для закрепление изученного материала использовалась групповая работа со следующей  кейс-ситуацией:

Август и сентябрь 2013 года выдались  очень дождливыми, в результате чего оказались подтопленными большие территории  Дальневосточного Федерального округа. Разрушительные наводнения, охватившие регион, принесли много миллиардные убытки. Такого полноводья в Амурском крае не видели с 1896 года. За истекшие два десятилетия в мире количество случаев опасных гидрометеорологических явлений и неблагоприятных условий погоды, нанесших социальный и экономический ущерб, только увеличивается.   Каковы же истинные причины наводнений?         

Вопросы к кейсу:

1.Каковы истинные причины дождя? (1 группа)

2.Какие процессы, с точки зрения физики, негативно влияют на круговорот воды, провоцируя наводнения? (2 группа).                                                                                            3. Какие меры необходимо предпринимать, чтобы уменьшить вероятность наводнений в будущем? (3 группа).

 Эта ситуация вызвала неподдельный интерес  своей актуальностью  и позволила реализовать  творческий, интеллектуальный и коммуникативный потенциал большинству учащихся класса. 95%  детей  отметили, что на уроке им было комфортно, потому что они «чувствовали плечо друга». Страх совершить ошибку ушел,  зато пришли инициатива и творчество.

      Следует добавить, что решение ситуационных задач развивает логическое мышление школьников, умение выделять причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы. Эта технология учит детей видеть проблему в целом, с разных позиций, т.е. дает навыки системного анализа. Можно говорить о данном методе как о педагогической технологии, которая  предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

В заключении хочу отметить, что на данный момент у учителя есть огромные возможности для творческой деятельности, сочетания и комбинирования различных методов и технологий обучения, и каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: павлова (08.01.2014)
Просмотров: 2400 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz