«Использование «кейс»- технологии в процессе преподавания физики»
Использование
инновационных технологий в школьном образовании обсуждается широко на
методических советах различного уровня, на страницах всех методических журналов
и газет, на педагогических чтениях. При этом каждому учителю, безусловно,
понятно, что это требование сегодняшнего дня. Поэтому я хочу рассказать о своём
опыте внедрения одной из новых образовательных технологий в процесс
преподавания физики. Технология, которая способствуют межпредметной интеграции
знаний, творческому развитию мышления, активизируют учебную деятельность учащихся:
обучение в сотрудничестве, технология case-stadies.
Основная цель уроков
физики в школе связана с формированием социально грамотной и мобильной
личности, умеющей ориентироваться в современном мире. Физика должна стать для ученика
не только средством получения информации, но и средством осуществления
коммуникации. Поэтому
в своей работе для подготовки выпускников, владеющих современными технологиями,
и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру, ставлю перед
собой следующие задачи:
-помочь ученикам освоить такие
приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации,
производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
-способствовать развитию творческого
потенциала учащихся;
-создать условия для формирования у
учащихся адекватной самооценки;
-способствовать формированию
коммуникабельности, умения работать в команде. Поэтому в качестве одной
из наиболее приемлемой технологий обучения я считаю «кейс» - технологию обучения на
примере конкретной ситуации.
Суть кейс-технологий - анализ
реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо
практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который
необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не
имеет однозначных решений.
Этапы организации работы с кейсами:
·
Представление
конкретных жизненных ситуаций;
·
Осмысление
ситуаций, не имеющих однозначного решения;
·
Актуализация
комплекса знаний для решения проблемы;
·
Выработка
моделей действий для разрешения ситуаций.
Работа ученика с кейсом
·
1 этап — знакомство
с ситуацией, её особенностями;
·
2 этап —
выделение основной проблемы (проблем);
·
3 этап —
анализ принятия того или иного решения;
·
4 этап —
решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности
действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Действия
учителя
·
создание
кейса или использование уже имеющегося;
·
распределение
учеников по малым группам (4-6 человек);
·
знакомство
учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
·
организация
работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
·
работа с
кейсом;
·
организация
презентации решений в малых группах;
·
организация
общей дискуссии;
·
обобщающее
выступление учителя, его анализ ситуации;
оценивание учащихся преподавателем.
Кейс-задания
могут использоваться учителем на любом тапе урока. Особенно удачно это
применяется при закреплении знаний,
полученных на предыдущих занятиях. Но эта технология позволяет также организовать самостоятельную поисковую
деятельность школьников и при изучении нового материала. Так, например, при проведении урока в 8
классе по теме «Испарение и конденсация. Насыщенный пар» в рамках
заключительного этапа областного конкурса «Школа года – 2013», для закрепление изученного материала использовалась
групповая работа со следующей кейс-ситуацией:
Август
и сентябрь 2013 года выдались очень
дождливыми, в результате чего оказались подтопленными большие территории Дальневосточного Федерального округа.
Разрушительные наводнения, охватившие регион, принесли много миллиардные
убытки. Такого полноводья в Амурском крае не видели с 1896 года. За истекшие
два десятилетия в мире количество случаев опасных гидрометеорологических
явлений и неблагоприятных условий погоды, нанесших социальный и экономический
ущерб, только увеличивается.
Каковы же истинные причины
наводнений?
Вопросы к кейсу:
1.Каковы истинные причины дождя? (1 группа)
2.Какие
процессы, с точки зрения физики, негативно влияют на круговорот воды,
провоцируя наводнения? (2 группа).
3. Какие меры необходимо предпринимать, чтобы уменьшить вероятность
наводнений в будущем? (3 группа).
Эта ситуация вызвала неподдельный
интерес своей актуальностью и позволила реализовать творческий, интеллектуальный и
коммуникативный потенциал большинству учащихся класса. 95%
детей
отметили, что на уроке им было комфортно, потому что они «чувствовали
плечо друга». Страх совершить ошибку ушел,
зато пришли инициатива и творчество.
Следует добавить, что решение
ситуационных задач развивает логическое мышление школьников, умение выделять
причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы. Эта технология учит
детей видеть проблему в целом, с разных позиций, т.е. дает навыки системного
анализа. Можно говорить о данном методе как о
педагогической технологии, которая предполагает совокупность исследовательских,
поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
В заключении хочу отметить,
что на данный момент у учителя есть огромные возможности для творческой
деятельности, сочетания и комбинирования различных методов и технологий
обучения, и каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но
каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.
|